Главная Психология Фармацевтика Кожа и волосы Шея Пах Ноги Нос и рот Живот Уши МРТ Голова Грудь Спина Глаза Боли
Логин:  
Пароль:
Сердце Астма Диабет Cтресс Аллергия Грипп Артрит Облысение Мигрень Изжога Язва Сон Моча Рак Алкоголизм Курение Звезды
Популярное на сайте
Новости
Маски, убирающие мимические морщины под глазами

Маски, убирающие мимические морщины под глазами

Высказывается мнение, что отросток наделен секреторной пищеварительной функцией с выделением его слизистой оболочкой ряда ферментов, в частности, фермента, который переводит микробные токсины в нейтральное состояние. Считают, что отросток оказывает
09.10.18

Психология лжи: как нас выдают жесты и мимика

16.02.17 | Категория: Заболевания и лечение

лечить заиканиеФеномен заикания занимает умы ученых на протяжении многих десятилетий, о нем написаны тысячи книг и научных статей. Каждый год специалисты разных стран собираются на Всемирный конгресс, посвященный проблеме заикания. Международный журнал Fluency Disorders — Нарушение плавности речи — публикует массу работ по этиологии и клинической картине заикания, его психологической основе и методах реабилитации.

Но все равно заикание продолжает быть серьезной патологией речи, трудно устраняемой, травмирующей психику ребенка. Заикание это логоневроз, комплексное расстройство речевого процесса: нарушение плавности, темпа и ритма речи. Заикание отнюдь не является дефектом артикуляции — произношения, воспроизведения звуков речи. Внешнее его проявление заключается в непроизвольных остановках в момент речи, вынужденном повторении отдельных слогов или звуков, сопровождающихся судорожным напряжением речевой мускулатуры.

В основе заикания лежит органическое или функциональное нарушение центральной нервной системы, которая управляет и координирует действия речевых механизмов, обеспечивает работу дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Наступает заикание в результате испуга или психологической травмы в основном, у детей генетически предрасположенных, болезненных, с ослабленной нервной системой. Заикание называют “детской болезнью”, поскольку в большинстве случаев оно возникает в детские годы от 2 до 6 лет, в период интенсивного развития речи ребенка.

На 3-ем году жизни у малыша наблюдается бурное развитие словаря, он начинает говорить, задавать вопросы, требует от нас речевого контакта. Речь для ребенка становится не только средством общения, но и основным двигателем его интеллектуального и речевого развития. Интеллект и речь тесно взаимосвязаны: развивается речь — развивается интеллект, развивается интеллект — обогащается и совершенствуется речь ребенка. Но речевые функции в этом возрасте пока еще слабы, неустойчивы, координация дыхания, голоса и артикуляции еще не сформирована полностью. Ребенок плохо управляет громкостью голоса, не умеет контролировать свою речь. Нервная система детей также находится в стадии становления, она еще очень хрупкая, чувствительная и не всегда может справиться с тяжелыми перегрузками. И если в этот период ребенок подвергается сильному стрессу, испугу, травме или эмоциональному перенапряжению, нормальный процесс развития речи нарушается, что ведет к патологической дезорганизации речевого акта.

Главным симптомом заикания являются речевые судороги — подергивание мышц дыхательного, голосового или артикуляционного отдела речевого аппарата в момент говорения. Клонические судороги приводят к повторению слогов и звуков, тонические судорожные напряжения ведут к длительному произнесению звука. Тяжесть заикания зависит от продолжительности и частоты речевых судорог, которым зачастую сопутствуют насильственные движения мышц лица, головы, туловища или рук. Заикающиеся обычно говорят чрезмерно быстро, напряженно, заикаясь, в основном, на согласных, много реже на гласных звуках.

Клиническое заикание необходимо отличать от возрастного, которое сводится к своеобразному повторению слов, что позволяет ребенку выиграть время для подбора нужного слова, оборота речи, оформления своих мыслей. Возрастное заикание может длиться всего несколько дней, недель или месяцев. Затем, приблизительно к четырем годам жизни ребенка, бесследно исчезает, уступая место гладкой развернутой речи. Но во многих случаях заикание усиливается, принимает затяжной характер, переходя в хроническую форму, шагает с человеком всю его жизнь. Судьба заикания зависит от того, насколько своевременно ребенку была оказана профессиональная логопедическая помощь, и насколько грамотно родители следовали рекомендациям врача и логопеда.

Наиболее благоприятным для исправления заикания является, конечно же, начальный период его возникновения. Только что возникшее заикание удается преодолеть намного быстрее и успешнее. К сожалению, многие родители и врачи выбирают выжидательную тактику: подождем, может со временем пройдет. А ребенок растет, вместе с ним растет и прогрессирует его заикание, укрепляются стереотипы неправильного говорения. Со временем, малыш начинает осознавать свой дефект речи, у него возникает страх, паника при одной только мысли о необходимости говорить. Дети отказываются от общения, избегают речевых контактов, тем самым, тормозя свое речевое и интеллектуальное развитие.

Поскольку заикание не только нарушение речи, но и проблема эмоциональной сферы, реабилитация заикания состоит из комплексного медико-логопедического воздействия на личность ребенка. Медикаментозное лечение создает благоприятный фон, на котором разворачивается логопедическая терапия. Согласно американским законам лицензированный логопед проводит обследование ребенка, устанавливает речевой диагноз, назначает терапию, предписывая длительность и частоту занятий. Логопед подбирает программу лечения, соответствующую клинической картине заикания, возрасту и речевому статусу ребенка. Затем составляет план терапии, определяет цели и задачи, сроки реабилитации, необходимость использования технических средств.

Работа с родителями, с семьей ребенка также является составной частью логопедической работы, потому что очень важно создать в доме спокойную, ровную обстановку, поддерживать правильный речевой режим. Конечно же, каждый специалист идет своим путем, по-разному решает клинические задачи, использует разные методы и приемы лечения. Но логопедическая практика никогда не прибегает к шоковой терапии, гипнозу, иглоукалыванию или ароматерапии.

Логопедическая работа фокусируется на последовательное и систематическое разрушение патологических речедвигательных стереотипов, на формирование новых правильных речевых навыков и речевого поведения.

Устранение заикания требует от логопеда высокого мастерства, опыта, знания сегодняшних американских стандартов, тестов и научных подходов к решению этой непростой речевой проблемы. Сегодня мы располагаем множеством технических средств, компьютерных программ, приборов мышечной релаксации, которые помогают логопеду в работе с заикающимися. Ушли в далекое прошлое методы лечения заикания, которыми мы пользовались в России: популярные в шестидесятых годах сеансы гипноза, водная терапия восьмидесятых, тексты самовнушения, повторяемые ребенком 25 раз в день. Современная американская логопедия владеет уникальными новейшими программами и приемами реабилитации заикания, которые эффективно работают в руках профессионалов и дают прекрасные результаты.

Лариса Берман, логопед

(голосов:0)


Клуб здоровья © 2012-2018 Использование любых материалов сайта в комерчиских целях не допустимо. Интеллектуальная собственность юридически защищенаКлуб здоровья


Яндекс.Метрика